Like ценою в жизнь,
или Смертельные селфи

Об этом очень страшно и трудно писать. Но чрезвычайно необходимо. Ведь если не писать, не говорить, не поднимать эту тему, то мы будем терять и терять детей, у которых хватило смелости сделать то, что нам, взрослым, кажется глупостью .

 

 

Хотя стоит признать, что эпидемия опасных селфи захватила даже многих взрослых, причем мотивы — как у взрослых, так и у детей — невероятно похожи. Сводки происшествий наполняются бессмысленной гибелью детей и не вполне повзрослевших взрослых, пытавшихся сфотографироваться на железнодорожных путях, поездах, мостах, крышах домов, высотных кранах. Адекватному человеку кажется абсурдным сама мысль о том, что ради такого фото можно так рисковать своей жизнью, но от этого таких фотографий на просторах Интернета не становится меньше. Можно придумать самые красивые названия явлению и называть этих людей руферами,  трейнсерфингерами, трейсерами и джамперами, можно получить 100k лайков, но страшно даже подумать, что твой, именно твой ребенок полезет на крышу высотного здания или электровоза. 

Если вы резонно считаете, что вашему домашнему мальчику ничего не грозит, вы глубоко ошибаетесь. У вашего сына или дочери обязательно найдется опытный друг, который уговорит его полезть туда, куда вы точно запретили, и именно от решительного "нет" вашего ребенка может зависеть его жизнь и здоровье. Настолько ли вы уверены, что у него хватит аргументов для этого спасительного "нет"? Я не уверена. Если вы считаете, что во всем виноват только злосчастный Интернет, вы тоже ошибаетесь, ведь Интернет дает картинку-образец или картинку-результат — те самые "лайки", но он не определяет необходимости и потребности конкретно вашего ребенка, не регулирует ваше внимание к нему и вашу занятость. Это все вы регулируете только сами.

Чтобы понять мотивы, которые двигают детей на риск, мы, взрослые, должны взглянуть на себя глазами наших детей: как часто мы выглядим в них неудачниками, "лузерами", которые не способны на поступки, риски, эмоциональную смелость, то, что они, подростки, называют реальной жизнью. Именно в тот момент, когда они нас презирают за косность и убогость наших будней, они дают себе слово, что жить так, как мы, они не хотят, а значит нужно отправиться в путь за адреналином. В  этот момент волшебным решением проблемы было бы появление значимого взрослого — в виде тренера, наставника или авторитетного друга, который предложил бы что-то увлекательное, но не столь опасное. Однако ребенок уходит от близких в полной тишине, незамеченной тенью проскальзывая на свободу, где его встретят те, кому интересны его проблемы, и предложат рискнуть. 

Надо понимать, что для подростка наличие конформной группы — обязательное условие его развития. Подросток испытывает острую потребность принадлежать к некому сообществу единомышленников, даже если для этого нужно чем-то пожертвовать. Это условие необходимой каждому ребенку инициации — перехода из детства во взрослую жизнь. Оценивать риски — это дело взрослых, а у молодого человека в период полового созревания важным аргументом личностной идентификации является не только вопрос "Кто я?", но и ответ на вопрос "С кем я?". Обесценивая достижения взрослых, что по сути является нормальным и допустимым, взрослеющий человек хочет начать подсчет собственных баллов и в погоне за ними готов испытать себя. Во времена, когда процесс инициации проходил более ярко и конкретно, молодому человеку предоставлялась возможность попробовать себя в сражениях, турнирах, в битве с равными и даже на поле боя, получив там не только шрамы и отметины, но и бесценный опыт. Современная действительность такова, что взрослеющему человеку некуда идти — организаций, объединяющих молодежь, практически нет, а значит инициироваться нужно самому, и самому приходится искать себе стаю. А в стае есть свои законы: "А тебе слабо?", "А давайте все вместе это сделаем, кто первый струсит — лузер", "А давайте попробуем пнуть собаку…". И хрупкая возрастная самооценка трещит по всем швам, и единственный выход — не сдаться, попробовать. И пробуют, и получается, и тысячи лайков — тому подтверждение. А что значат для неокрепшей психики тысяча лайков — это просто не описать: практически джекпот! Подростку в большей степени свойственен нарциссизм —  без этого периода сложно выжить, продолжая верить в себя. И с этого момента подросток уже во власти своей минутной славы. О каком голосе разума может идти речь, когда под этим фото стоят лайки папы и мамы? Они потом, когда случится беда, вспомнят об этом? Но им, взрослым и разумным, кажется, что они были включены, что они повернулись лицом к ребенку, хотя, по сути, на месте ребенка был бездушный компьютер. И в тот момент, когда был повод обсудить с подростком его поступок, его планы на будущее и его взгляды на жизнь, взрослые отделались лайком в соцсети: "Да, я тебя вижу,  малыш! Ты крут!". И никто не обсудил с мальчиком его фото с выставленным средним пальцем, никто не подсказал дочери, что вот эта фотография в трусиках совсем не то, что стоило бы выставлять на общественное обозрение. Взрослым прикольно — дети как взрослые. Жизнь забавами полна!

А дети берут и берут жизненный опыт, который замешан на свободе, но ничем не обеспечен, не гарантирован. Ты можешь 100 раз удачно прыгнуть с крыши на крышу, а на 101-й упасть. Никаких гарантий, никаких страховок.

И рядом нет ни одного взрослого. А ведь если бы были походы, костры, испытания себя на прочность в относительно безопасных условиях под руководством опытного инструктора с карабином от страховки в руках… Но такой поход с учителем по реке, как в фильме "Географ глобус пропил", практически невозможен. Ведь чтобы поехать на экскурсию с учителем даже в Белую Церковь, нужно получить такое количество разрешений и согласований, что учителю уже ничего не захочется, да и мужчин-учителей в современной школе практически  не осталось. И вся надежда на родителей, на семью, подчас на семью, где ребенок давно уже воспитывается однополыми родственниками — мамой и бабушкой, которые изгнали отца из процесса воспитания и влияния на выбор ребенка. Их единственным выбором может быть только полная изоляция ребенка от мира, а не знакомство с миром, ведь так спокойнее. И подросток все равно забунтует, убежит, найдет себе отдушину, стоя на крыше соседнего дома, залезет на электричку, зависнет на рельсах, прыгнет с моста. Он сделает все, чтобы наполнить жизнь, сделать ее ярче, обратить на себя внимание, которое подростку так необходимо.

Поэтому  родителям, обнаружившим на страницах у своих детей селфи, даже обычные, без намека на риск, все-таки стоит с детьми это обсудить. Маркерами нездорового увлечения селфи могут быть: слишком частые фотографии, которые обязательно размещаются в соцсетях, некачественные фото, снимки из одних и тех же ракурсов, одинаковые позы на фотографиях, селфи из необычных ракурсов (например, всегда со стороны спины или сверху), слишком откровенные и провокационные фотографии, ну и, конечно, селфи в опасных местах — на крышах домов, на движущемся транспорте. Важно понимать, что сами фотографии не несут вреда, но человек, уловивший "фишку", которая обеспечила большое количество одобрений со стороны пользователей соцсетей, может увлечься, "залипнуть" на этом нарциссическом кураже. А дальше потребуется увеличение дозы внимания, которое обеспечивается только усилением шокирующего эффекта. И вот тогда ребенок будет искать то, что обеспечит ему желанное внимание и необходимую от взрослых свободу. 

Взрослым, которые хотят обеспечить безопасность своим детям, важно учесть следующее: дети часто просто не осведомлены о том, что то, что они делают, смертельно опасно. Лично беседуя с подростками, я обнаружила, что многие даже не знают, с какой скоростью движется поезд, и что такое "тормозной путь". Не знают, что электровоз находится под напряжением, и что напряжение там не как в батарейке. Не знают, что такое "электрическая дуга", и что в воде проводимость тока увеличивается. Не знают, что такое "шаговое напряжение", и как выходить из зоны поражения электричеством. Не знают, что такое "центр тяжести", и как использовать рычаг. То есть шансов спастись во многих ситуациях у наших детей минимальны, если мы не будем их обеспечивать практическими знаниями.

Важно и нужно вести с детьми диалог — объяснять, беседовать, учить, делиться личным опытом или давать это сделать тем, кто сам попадал в опасные ситуации. Надо научить их говорить "нет" тем, кто уговаривает пойти на риск, и проявлять в этом твердость и последовательность. Потому что единственное наше оружие — запрет — не работает.

Источник: http://gazeta.zn.ua/family/like-cenoyu-v-zhizn-ili-smertelnye-selfi-_.html